Качественные фотографии интерьеров часто нужны дизайнерам для портфолио, владельцам бизнесов для сайта и соцсетей или хозяевам, которые хотят сдавать свою недвижимость.
Мы попросили интерьерного фотографа Наталью Градусову поделиться профессиональными секретами съёмки. Наталья провела уже 10 съёмок для Archpole, многие из которых были напечатаны в журналах.
Обязательно вызовите клининг. Если в квартире только закончился ремонт, то уборку лучше организовать прямо накануне съёмки, потому что строительная пыль очень быстро вновь оседает на всех поверхностях, и уже во время съёмки мы тратим драгоценное время на приведение в порядок столов, консолей, полочек и местами полов.
Особое внимание стоит уделить окнам и зеркалам. Например, если на окне нет шторы, а за окном красивый вид, грязное окно испортит кадр, и фотошопом это, к сожалению, практически невозможно исправить.
Если в квартире уже живут хозяева, то можно попросить их по возможности убрать все личные вещи, такие как баночки с кремами, статуэтки из путешествий, рамки с личными фото и т. д. Это также прилично сэкономит время на съёмке.
Как выбрать фотографа
При выборе фотографа смотрите портфолио, отзывы, опыт.
Присмотритесь к фотографиям, близки ли они вам стилистически? Несмотря на то что в публикациях вы наверняка замечали похожие, так сказать, классические ракурсы, повторяющиеся у разных фотографов, если посмотреть всю съёмку целиком, то можно уловить свой стиль фотографа и отметить, чему больше уделяет внимание каждый. У кого-то больше общих ракурсов, кто-то любит снимать детали, у одного больше классических интерьеров, а другой здорово умеет подчеркнуть геометрию линий в строгих минималистичных интерьерах.
В постобработке тоже есть свои нюансы. В целом, можно ориентироваться на свои ощущения.
Стоит учесть также сложность объекта съёмки. Надо понимать, что снять небольшой светлый интерьер с минимальным количеством деталей летом гораздо проще, чем снять большую квартиру со сложными цветовыми и архитектурными решениями где-нибудь в декабре, когда на съёмку у вас есть всего часа 4–5. Тут очень важен опыт.
Стоимость работы фотографа зависит в основном от площади объекта и его расположения, иногда и от загруженности фотографа.
Всё, что нужно, фотограф привозит с собой. Это обычно камера, штатив, пара объективов и планшет или ноутбук.
Светового оборудования для интерьерной съёмки не требуется. Чтобы в итоге на кадрах картинка выглядела максимально естественно, без лишних теней и искажений цвета, съёмку проводят при естественном освещении.
Здорово, если есть возможность пригласить стилиста. Это специалист, который поможет подобрать подходящий декор, искусство, ковры, если их не успели приобрести к моменту съёмки. Он организует доставку всех этих прелестей на объект, красиво расставит всё по полочкам, эстетично заправит кровать и поможет скомпоновать итоговый кадр.
Если стилиста на съёмке нет, то всё это ложится на плечи дизайнера и оказывается для него очень утомительным занятием. На такой съёмке вы рискуете устать и не получить удовольствие от процесса)))
Обычно списываемся с дизайнерами за день-два до съёмки, чтобы уточнить, всё ли ок. Сверяемся по дате, времени, адресу.
Если в квартире уже живут хозяева, то настоятельно рекомендую отправить их в кино, например)) Чем меньше народу толпится в квартире, тем спокойнее проходит съёмка.
Если на съёмке предполагается стилист, то вопросов декора я вообще не касаюсь. Если стилиста нет, то прошу обратить внимание на некоторые моменты. Например, заранее изучить варианты заправки кровати и подготовить всё необходимое, купить цветы и фрукты для декора, чтобы во время съёмки не пришлось бегать по местным магазинчикам и обнаружить, что их ассортимент не соответствует ожиданиям и так далее.
Для жилых помещений — это световой день, в разное время года его продолжительность сильно отличается. Зимой это где-то с 9:00 и до 15:30–16:00, дальше начинаются сумерки, и там уже совсем неподходящий свет. Летом можно начинать хоть в 7:00 утра и заканчивать часов в 20:00.
У баров и ресторанов своя история, там зачастую искусственному освещению отводится декоративная роль, и это нужно показать на фото, тогда к световому дню мы не привязываемся. Бывает, снимаем два сценария для ресторанов — при дневном освещении и вечернем.
При съёмке офисов подстраиваемся ещё и под рабочее время сотрудников, чтобы мы друг другу не мешали.
Длительность съёмки зависит от размера помещения. Небольшое кафе можно снять и за пару часов, а большой дом иногда приходится разбивать на два дня. На квартиру около 100 кв. м стоит заложить часов 6.
Обычно чуть раньше фотографа приезжает стилист или сам дизайнер с декором и цветами, если нужно, всё расставляет по местам, заправляет кровати. Идеально, конечно, сделать всё это накануне, но получается не всегда.
Сама съёмка проходит в два этапа. Сначала снимаются все помещения с дневным светом — гостиная, спальни, кухня. Потом уже помещения, где можно включить свет — с/у, гардеробные, постирочные и т. д.
Каждый кадр тщательно выстраивается. Сейчас практически все снимают с планшетом, на который выводится изображение с камеры, и вы по сути сразу видите итоговый результат. В целом, если не вдаваться в технические моменты, то это всё. Подготовили-отсняли-обнялись и разошлись… фотограф — обрабатывать, а дизайнер — ждать фото)))
Вынесите всё лишнее в запасную комнату))) Когда люди уже заехали и живут в квартире со своими вещами, которые для кадра совсем не нужны, мы фотографируем все предметы (чтобы потом вернуть всё как было), складываем в коробки и перемещаем из комнаты в комнату.
Снимаем гостиную — всё лишнее прячется в спальне, переходим в спальню — лишние вещи переезжают в гостиную, и так по кругу. После завершения съёмки все хозяйские вещи возвращаются на места.
Прежде всего сам интерьер должен быть интересным и актуальным. А перед фотографом и стилистом стоит задача показать его с наиболее выигрышных сторон, подчеркнуть индивидуальность, рассказать своего рода историю про этот интерьер. Много всего должно сойтись, и это большая работа целой команды.
Очень часто мы включаем музыку на съёмках, причём на подбор музыкального сопровождения иногда влияет и сам интерьер. Например, недавно снимала квартиру в Москве в старом фонде, с таким по-грузински уютным двориком со смежными открытыми балкончиками, и плейлист в тот раз состоял из Нино Катамадзе, Мгзавреби и т. д. Снимали интерьер в тропическом стиле и даже умудрились потанцевать под латиноамериканские мотивы))
Ещё общение влияет на атмосферу. Я часто слышу от тех, с кем снимаем в первый раз, что съёмка прошла так легко. Обычно я не просто захожу в квартиру, беру камеру и уединяюсь с ней в какой-то комнате, а мы с дизайнерами и стилистами обсуждаем кадры, общаемся, на разные темы — как профессиональные, так и вполне себе житейские.
Съёмка — это очень «живой» процесс, все взаимодействуют. А если это уже третья, пятая или шестая совместная съёмка, то она становится похожа на встречу друзей, потом ещё и в кафешку можем забежать, отметить это мероприятие, обсудить уже вышедшие публикации и построить планы на будущие съёмки))
Доверие, пожалуй, имеет большое значение. Слаженная работа команды. Это позволяет мне не просто отснять все задуманные обязательные кадры, а наполнить съёмку необычными ракурсами, уделить больше внимания деталям, возможно, снять что-то необычное — творческое.
Обычно я закладываю на ретушь три недели. Это, конечно, не значит, что я все три недели сижу за компьютером с одной съёмкой)) Такой срок обусловлен наличием выездов на новые съёмки и очерёдностью.
Чаще всего технические правки (убрать кондиционер, лишние детали, провода, пыль) отдаются ретушёру, у них тоже есть очередь, и требуется время. По количеству фото я лично ограничений не делаю, отдаю все удачные кадры.
В первую очередь я бы рекомендовала зайти на сайты интерьерных изданий, пройтись по их соцсетям, посмотреть, как выглядят кадры в журналах, какие пропорции чаще встречаются на фотографиях, обратить внимание на декор.
Могу сказать, что проще снимать прямые ракурсы среднего плана, поэтому, не имея опыта, лучше всего начать с них. Тут достаточно легко отследить параллельность линий. Горизонтали должны быть горизонтальными, а вертикали, соответственно, — вертикальными.
Снимать стоит при естественном освещении, если включить искусственный свет, появляются лишние жёсткие тени, картинка становится «плоской», искажаются цвета.
Не стоит слишком высоко поднимать камеру, так же как и опускать — нарушаются пропорции, кадр будет выглядеть неестественным.
Следите за предметами в кадре, с декором важно не «переборщить», особенно это касается стеллажей и полок. В таком случае лучше найти картинку стеллажа в интернете или журнале и «списать» оттуда размещение книг, вазочек и другого декора.
Насмотренность вообще хорошая штука, подпишитесь в соцсетях на интерьерные паблики, фотографов, стилистов. Смотрите их кадры, отмечайте, чем вам понравился один или дугой, скриньте, сохраняйте в папочки, и через некоторое время заметите, что ваши фотографии понравившихся локаций в телефоне стали выглядеть более гармонично))