В квартире Анны Сажиновой, соосновательницы Archpole, закончился один из этапов ремонта, и нам не терпится показать вам этот интерьер. Приготовьтесь удивляться!
AnnaFlat — квартира во всех смыслах историческая. Во-первых, она находится в сталинском доме в центре Москвы. Во-вторых, именно в этих стенах были придуманы первые предметы и проекты Archpole.
«Ещё студентами мы с друзьями делали у меня в квартире всякие проекты, здесь же жили, и здесь же тусовались. Это был первый офис Archpole. Могло быть так, что на кухне в одно и то же время кто-то пилит бревно, а кто-то жарит яичницу» — Анна Сажинова, соосновательница Archpole.
«На кухне у Ани мы проводили первые мебельные эксперименты. Помню, как прямо за завтраком мы вдохновлялись, как беспыльно работает шлифмашинка» — Константин Лагутин, сооснователь Archpole.
Скоро стало совсем тесно, и Анна с Константином сняли для производства и архитектурного бюро отдельное помещение, а в этой квартире наступила тишина…
Это было в 2010 году.
Когда все уехали, Анна решила сделать перепланировку, разработала проект и снесла все стены в двухкомнатной квартире (они не были капитальными). Сейчас, спустя 12 лет, проект получил новый этап развития, что и запечатлела новая фотосессия от Наташи Градусовой.
«Впервые идея открытой и свободной перепланировки появилась и была частично реализована ещё тогда, в 2010-м, но только в прошлом году я вернулась к работе над пространством: пересмотрела и додумала концепцию, и реализовала ее» — Анна.
Проект ещё достаточно сильно изменится: хозяйка планирует доработать встроенную мебель, докрутить некоторые нюансы и добавить детали.
«Работа продолжается, но мы решили показать пространство сейчас, в таком виде, потому что этот интерьер тоже классный, просто другой. А после следующего этапа доработки проведём ещё одну фотосессию и сравним, это будет интересно» — Анна.
Основная идея проекта — создать большое неделимое пространство, которое будет одновременно и спальней, и гардеробной, и столовой, и кухней, и гостиной, и кабинетом, даже ванной. Единственная комната, которая отделена от основного пространства, — это туалет (на схеме обозначен цифрой 6).
«Когда ты спишь, у тебя одна большая спальня. Когда пришли гости — одна большая гостиная. Когда готовишь — одна большая кухня. И даже моешься ты в одной большой ванной комнате… с видом на Москву-реку» — Анна.
Квартира симметрична: по центру дверь, в середине — эркер с окном, а по бокам два французских балкона.
Основная функциональная часть расположена в глубине квартиры: она вытянулась единой полосой вдоль стены, расположенной напротив окон.
При входе кладовка и гардеробная (7), а вдоль стены слева от входа — линия встроенных шкафов для одежды, книг и других предметов (8).
«Эта встроенная часть будет доделываться. Пока там стоит манекен-зайка, комод… Сейчас это история, где больше арта, меньше функций» — Анна.
Справа от входа — кухня (4) и ванна (5).
Над всей дальней стеной проходит балка, по которой будут ездить японские шторы с принтом — получается, что всю эту часть или её фрагмент можно будет в любой момент закрыть.
«При помощи штор можно будет отгородить всё лишнее и оставить, например, только пространство с мебелью. Но пока занавески не появились, всё вместе тоже смотрится очень интересно — идея открытости сейчас реализована максимально» — Анна.
«Мне нравится жить в открытом пространстве. Такая планировка предполагает определённый эксгибиционизм — ты не можешь нигде спрятаться. И мне близка эта философия…
Сразу вспоминаю Голландию, где даже на первом этаже может быть огромное окно без занавесок, за которым люди просто живут своей жизнью — работают за компом, смотрят телек, готовят — и абсолютно не парятся, кто на них посмотрит и что подумает» — Анна.
Одна из фишек интерьера — фрагменты старых стен. В некоторых местах можно найти полоски старинных кирпичей, а на потолке — отпечаток предыдущей планировки. Следы перегородок, которые когда-то делили интерьер на две комнаты, кухню и ванную хранят воспоминание о том пространстве, в котором когда-то начиналось Archpole.
«Дом старый, 50-х годов, повидал много историй и судеб, и когда ушли стены, мы узнали, что в каждой из комнат потолки были оштукатурены на разном уровне. Было очень жалко их сравнять и зашить гипсокартоном, и я решила оставить это воспоминание об истории квартиры. Это можно назвать татуировкой на память или шрамом. Конечно, перепады высоты усложнили работу, но зато привнесли свою фишку» — Анна.
Так разноуровневый потолок, разделённый шрамами, в которых видны старые кирпичные стены, стал яркой частью интерьера.
«Я особо ни с кем не советовалась, когда задумывала перепланировку. Но, конечно, родители и не связанные с искусством и архитектурой друзья были в шоке. А вот Костя меня очень поддержал, он даже долго не понимал, зачем нужна дверь в туалет, предлагал не идти на эти компромиссы.
Зато сейчас все, кто приходит в гости, удивляются интерьером и он всем нравится. Конечно, среди друзей есть те, кому такие решения могут показаться фриковыми, но даже они хвалят проект» — Анна.
Во время ремонта в квартиру вернулись исторические детали, которые исчезли при предыдущих обитателях — деревянные окна, чугунные батареи.
«В сталинских домах обычно очень интересные исторические интерьеры: с лепниной, старинными деревянными дверьми, необычными ручками, паркетом. Всё наполнено историей, и это безумно красиво. Если бы квартира была в таком виде, то я бы не делала перепланировку, а восстановила интерьер, потому что меня очень вдохновляют такие уникальные пространства.
Но никакого исторического наследия мне не досталось. На старте проекта у меня был современный евроремонт, сделанный предыдущими хозяевами: пластиковые окна, стандартные батареи, балкон на кухне был переделан в окно, а под ним организована кладовка для банок с помидорами…
Мне хотелось сохранить исторический контекст, поэтому я заменила окна, восстановила балкон и отыскала чугунные батареи, похожие на те, что были изначально. Мне кажется, они очень красивые, как своеобразный арт» — Анна.
Так как интерьер создавался для себя, у Анны не было никаких творческих ограничений и компромиссов. Поэтому пространство получилось концептуальным — здесь очень много нестандартных решений.
«Это квартира для одного или для пары, которая не работает постоянно дома. Жить в общем пространстве — здорово. Конечно, если в такой квартире появятся дети, стены снова могут начать расти. Хорошо, что планировка на потолке есть» — шутит Анна.
Основные цвета — чёрный и белый, любимые цвета Анны. Белые стены дополняет белый наливной пол, реализовали который наши друзья - компания DBSG.
«Я люблю фотографировать, поэтому решила повесить дома настоящий студийный свет — закрепила на потолке рельсы, по которым могут ездить вспышки и прожекторы на пантографах» — Анна.
В квартире тщательно продумано хранение: много ящиков, комодов и шкафов. Благодаря этому интерьер выглядит чистым и не перегруженным вещами.
«В открытом пространстве надо поддерживать порядок. Это огромная работа, но для меня это своего рода медитация: каждой вещи находить своё место, на котором она будет хорошо смотреться, и с которого её будет удобно брать. У меня пока идёт процесс притирки, веду «переговоры» со всеми предметами» — Анна.
Хозяйка решила устроить тотальное озеленение и создать особую атмосферу за счёт гиперболизации этой темы — в квартире собрано более сотни растений. Для них даже выделили отдельный стеллаж, который наши клиенты обычно покупают для книг. Так что знайте: с ролью подставки для цветов он тоже отлично справляется.
«Зелёные друзья дают ощущение природы, которого обычно не хватает в городе. Кроме того, многие растения приехали из шоурума Archpole на Электрозаводе, который мы недавно закрыли, эти свидетели нашей истории особенно дороги мне» — Анна.
Например, в AnnaFlat теперь живёт пальма, которая появилась в Archpole совсем небольшим растением, а сейчас грозится достать до потолка.
А фикус, который сейчас стоит на журнальном столике, появился сразу после переезда на Электрозавод — аж 10 лет назад.
На полках с растениями обосновались головы Цезаря, Сократа и Антиноя.
«Это три головы, которые сдаёшь на экзамене по рисунку в МАрхИ. Поэтому они появились у меня во время учёбы, и до сих пор живут со мной. Ещё одна скульптура Антиноя стоит на комоде. Он тоже появился во времена учёбы — его я сделала на лепке. Получилось так здорово, что я решилась выкрасть свою работу (обычно все скульптуры превращают в глину и используют повторно). Он не был обожжён и со временем рассохся, но от этого стал только аутентичнее» — Анна.
Ванна и кухня собраны в единую композицию, сделанную из чёрного металла с покрытием из чёрного микроцемента.
Плитку в этой зоне выложили по уровню конструкции, на две метра от пола. Благодаря этому получился как бы единый модуль внутри общего пространства.
Кстати, это решение не только эстетичное и функциональное (выше она не нужна), но и экономичное, так как укладка плитки обходится дороже, чем покраска стены.
«Мне нравится, что и здесь, и в туалете, использована простая и лаконичная плитка. Я вдохновлялась плиткой на фасадах советских домов и искала что-то похожее» — Анна.
И ванна, и кухня стоят на декоративных колёсиках.
«При проектировании ванны и кухни я использовала образ мобильных тележек — создаётся ощущение, что это передвижные конструкции, что ванну можно взять и выкатить на середину комнаты или к окну. Это идея игры воображения и высказывание про отсутствие каких-либо правил» — Анна.
В ванной тщательно продумано хранение: снизу есть встроенные ящики с толкателем, которые можно открывать ногой не наклоняясь. В них уходит много вещей, которые надо спрятать от глаз.
Кухня, как и всё остальное пространство, будет дорабатываться. Здесь появятся крючки, аксессуары, декор и несколько нестандартных предметов.
«Планирую сделать прикатные консоли — они будут жить в столовой у стены, а при необходимости использоваться на кухне как дополнительные рабочие зоны. Помимо двухконфорочной плиты, у меня есть Teppan-Yaki, это японская металлическая поверхность, на которой можно жарить овощи или мясо. Я хочу поставить её на колесики — получится такой мангал, который тоже можно выкатить при необходимости» — Анна.
Похожая на трубу вытяжка — ещё одна интересная деталь, на которую стоит обратить внимание.
«Мне такой кухни вполне достаточно. На этой кухне можно при желании справиться и в случае большого праздника или масштабной тусовки» — Анна.
Вся мебель для проекта — дело рук Archpole.
«Здесь собрались мои самые любимые предметы Archpole. И все они сложные, уникальные и знаковые — с ними связаны интересные истории» — Анна.
Взгляд гостей первым делом падает на эксклюзивную кровать-кот <Обнимун> — один из самых дорогих предметов Archpole. За 10 лет существования этой модели мы выпустили всего четыре экземпляра, причём для AnnaFlat впервые сделали её в чёрном цвете.
Ручки котика несут в себе функцию прикроватных тумбочек, внутри которых есть дополнительная полочка. Под матрасом спрятан подъёмный механизм, который позволяет организовать в кровати огромное место для хранения. Глазки котика выполнены как подушки — чтобы на них было приятно облокачиваться. На производство кровати уходит около 400 кг берёзовой фанеры высшего сорта, и она собирается более чем из 300 разных фрагментов, выпиленных на ЧПУ станке.
В AnnaFlat много предметов из нашей первой коллекции <Naturale>. Она появилась аж в 2008 году.
Рядом с кроватью стоит комод <ОАК> — это второй предмет, созданный Archpole.
Ещё Анны поселился первый прототип серванта <Гоголь> из обожжённого дуба. В таком исполнении он больше никогда не повторялся.
В туалете расположилась раковина и стиральная машина. А ещё скоро здесь появится зеркало.
Стойка для ванной с хранением в коллекции <Цепи>— продолжение идеи открытости. С одной стороны, предметы внутри стойки замаскированы, с другой — до них очень легко добраться.
Кстати, зеркальная дверь в санузел — тоже разработка Archpole. Впервые она произведена именно сюда.
Около журнального столика стоит пустотелый ствол дерева, изъеденный короедом.
«Сначала этот кусок живой природы с рисунками от жучков должен был стать журнальным столиком, но потом ему досталась роль скамеечки» — Анна.
«Много лет назад Костя привёз мне из Турции подарок — ржавую трубу, которую он выловил в море.
А в пандемию Музей дизайна придумал выставку про путешествия и попросил дизайнеров и архитекторов привезти для экспозиции какую-то вещь, которая появилась благодаря поездке в другую страну. Такая фантазия о том, что привозят с собой творческие люди.
Почистила, залакировала и сделала из неё необычный подсвечник: он стоит на кресте с колёсиками и может кататься как гигантский канделябр.
Самое смешное, что предмет на выставку не попал — оказался слишком большой, зато у меня появился такой арт-объект» — Анна.