Интервью: основатели Archpole о том, как бесплатно обновить интерьер, дать вторую жизнь советской мебели и озеленить пространство

В конце 2022 года состоялось важное для российского дизайна событие — «Московская неделя дизайна». У Archpole был стенд на этой выставке, который привлекал к себе не только посетителей, но и прессу. Делимся одним из интервью, которое дали журналистам основатели Archpole Анна Сажинова и Константин Лагутин.

Интервью-1.jpg


Как создать интерьер, который надолго останется актуальным?

Константин Лагутин:
В первую очередь надо не создавать ни в коем случае модный интерьер, который в тренде сегодня и ориентируется на модные цвета и фишки сегодняшнего дня.

Анна Сажинова:
Модный интерьер — это как оранжевые ботинки, которые ты купил на эмоциях, надел один раз, и они лежат. 

Константин Лагутин:
Как в следующем году ты 100% не наденешь спонтанную покупку, так и модный интерьер не будет радовать через год. Мода 300 лет назад предполагала перемены, которые длились веками, а сегодняшняя цифровизация позволяет моде кардинально меняться раз в год.

При этом сегодня тебе может казаться, что ты обожаешь этот стиль, а через год ты уже очень скептически к нему относишься. Поэтому к окончанию ремонта (а он обычно длится год) ты будешь уже чем-то недоволен, если будешь опираться на стилистические тренды.

Если ты хочешь создать по-настоящему классный интерьер, ты должен найти ориентир, опереться на какое-то хорошее решение или работу архитектора и дизайнера.


Затем надо поставить дизайнеру задачу создать интерьер, который будет соотноситься с потребностью всей твоей жизни, а не только сегодняшнего дня. Выбирайте тот стиль, что вам нравился раньше, нравится сейчас и будет нравиться завтра. Тогда, скорее всего, вам не захочется ничего в нём менять и через десять лет. 

Все стили — и минимализм, и классика, и все остальные — имеют право на существование и прекрасны сами по себе. Неважно, какой стиль ты выберешь, главное — не идти за модой, а пытаться реализовать то, что чувствуешь.

Анна Сажинова:
Если ты хочешь создать классный интерьер, который будет актуален всегда, то лучше всего найти дизайнера, работы которого — это важно — тебе нравятся, и обратиться к нему. Тут надо либо найти того, чьему вкусу ты доверяешь, и положиться на него, либо самому понять, что тебе откликается.

Но главное — не доверять ничьим советам, потому что вам насоветуют, а потом вы начнёте сомневаться в правильности таких решений и разочаруетесь. Поэтому делайте так, как чувствуете, то, в чём вам будет хорошо и комфортно. Для каждого свой интерьер идеален, как и всё остальное.

Константин Лагутин:
Если взять наше личное с Аней понимание, мы стремимся к минимализму. К тому, чтобы было много светлого пространства, много белого, и к тому, чтобы предмет мебели был, с одной стороны, минималистичен и нейтрален, имел лаконичную форму, но с другой стороны — доставлял визуальное удовольствие, насыщал. При этом в интерьерах много зелени и всего живого: натуральных поверхностей и материалов. 

Интервью-2.png


Как обновить интерьер без ремонта?

Константин Лагутин:
Здесь всё просто. Невероятное обновление происходит после того, как вы принимаете осознанную позицию современного человека покупать в своей жизни только по-настоящему ценные и нужные вещи хорошего качества. Тогда вы выбрасываете весь ширпотреб и массмаркет, который впустили себе в интерьер, очищаете пространство от барахла, и дом сразу начинает дышать. Вам становится в нём светлее и свежее. Таким образом, вложившись только в разбор хлама и поход на мусорку, вы создадите себе интерьер совершенно нового уровня и качества.

Но если у вас есть какой-то бюджет, то мы советуем взять в руки кисточку и краску — и это второй по экономичности способ. Благодаря одной только перекраске мебельного гарнитура в один цвет можно создать ещё более минималистичное пространство. Здесь нужно инвестировать тысячу рублей в банку краски и два дня. Кстати, мероприятия можно сделать в формате вечеринки, попросив друзей принять участие в обновлении вашего интерьера под хорошее просекко.

Ещё чуть дороже — в уже обновлённую вычищенную среду добавить какие-то интересные функциональные предметы, которые, на ваш взгляд, вы приобретаете на всю жизнь. Нужно приносить домой только те вещи, при покупке которых вы абсолютно уверены, что они с вами до конца дней, и их можно передавать по наследству. Если вещь проходит по такому критерию — то, безусловно, на неё можно потратиться. И купите лучше одну, чем три, но именно такую, которая с вами навсегда.

Тогда шаг за шагом это обновление приведёт вас к обновлению не только интерьера, но и подхода к жизни, и сделает так, что ваша жизнь будет более целостная, глубокая и осознанная.

Анна Сажинова:
Я в детстве так решала вопрос обновлений: устраивала перестановку мебели. Меняла всё местами, и периодически получался совершенно другой интерьер, и это было классно.

Ещё можно перекрасить стены, и благодаря этому совершенно другой интерьер сделать.

Константин Лагутин:
Кстати, мебель Archpole можно и нужно красить. Она создана для того, чтобы люди дальше с ней творили. Это холст, чистый холст для будущей жизни.

Нашу мебель можно красить, шлифовать, перекрашивать, даже рисовать на ней можно. Этот инструмент в руках потребителя даёт возможность реализации всех тех концепций, которые мы закладываем в мебель.



Насколько сохранение культурного наследия имеет значение для дизайна и дизайнеров?

Константин Лагутин:
Сохранение культурного наследия имеет основополагающее значение.

Для того чтобы иметь какую-то почву под ногами, двигаться и развиваться, нужно место старта, некая площадка или фундамент. Как невозможно построить дом без фундамента, так невозможно и дизайнеру и творческому человеку развиваться, не имея под собой культурного слоя своих предшественников.

Предшественники формируют некий посыл, дают базу и основу, свои размышления, актуальные для того времени. А ты как человек современности должен, с одной стороны, создать что-то созвучное сегодняшнему дню, а с другой — заглянуть в прошлое, а ещё — подготовить фундамент для будущих поколений.

Поэтому нам как архитекторам больно до слёз смотреть, когда, например, к заданиям конструктивизма относятся без должного уважения, или сносят деревянную застройку в городах, где она формирует ценный пласт прошлого.

И очень приятно смотреть на такие проекты как, например, Наркомфин: когда здания восстанавливаются, и у нас есть возможность прикоснуться к истории, в том числе конструктивистской, и увидеть дизайн того времени, потрогать историю… Это даёт нам кучу вдохновения для того, чтобы создавать и развиваться. Поэтому культурное наследие — это основа и единственная возможность развития современного отечественного творчества, и ему должно уделяться огромное внимание.

Хочу отметить, что сохранение объектов культурного наследия должно быть профессиональным. К сожалению, нам часто говорят о некой реставрации, хотя на самом деле идёт полный снос того, что было, и возведение нового. Такого не должно происходить.

В Archpole недавно появился раздел «Артефакты», он тоже про дань традициям. Мы начали собирать предметы из обычной повседневной жизни людей, живших 100–150 лет назад, в основном где-то в глубинках и деревнях.

В артефактах мы обнаружили очень глубокий смысл: это было живым подтверждением того, что предметы быта могут служить сотни лет, а это основная философия бренда Archpole. И мы ввели эти предметы в ассортимент для того, чтобы самим заряжаться от них и ещё активнее развивать те принципы, которые закладываем в нашу мебель: мебель на века, которую можно передавать по наследству.

Интервью-3.png


Какие элементы советского интерьера сейчас снова в моде?

Анна Сажинова:
Сейчас абсолютно все предметы элементы советского интерьера становятся актуальными и дико модными. Есть такая тенденция — миксовать советскую мебель с современными минималистичными предметами, и таким образом как бы подчёркивать её, потому что у неё классный дизайн, она круто сочетается с минимализмом.

У советской мебели, которая сохранилась до наших дней, начинается новая жизнь. Раньше эти предметы воспринимались как символ дефицита из-за того, что было мало разнообразия. Люди мечтали о других вещах, которые во дворце где-нибудь видели. А сейчас, когда прошло время, а ты можешь абсолютно что угодно принести в интерьер, эти вещи начали восприниматься как дизайн, цениться и изучаться. Поэтому сейчас — ренессанс советского дизайна.


Как вписать в интерьер растения? Что будет модно в 2023 году?

Константин Лагутин:
Как мебельный бренд мы в первую очередь занимаемся интерьерами квартир. У нас есть проект Myflat — быстрый ремонт под ключ вместе с мебелью и техникой — и в нём мы придерживаемся современных тенденций в озеленении помещений. 

Во-первых, это некое «разнотравье», использование разных цветов для того, чтобы в интерьере создавалась не вылощенная однотонная зелёная масса одинаковых растений, а, наоборот, живое сочетание разных растений.

Во-вторых, сейчас цветы присутствуют в интерьерах в достаточно большом объёме. Люди хотят не один цветок, а пятьдесят. И ухаживают за ними практически как за домашними животными: поливают, взаимодействуют, протирают листики. Этот тренд созвучен нашей мебели — растения отлично с ней сочетаются — поэтому мы его активно используем.

Анна Сажинова:
Когда ты приносишь цветы домой, ты пускаешь к себе природу: она прорастает внутри пространства, и ты чувствуешь себя частью этого мира.

Константин Лагутин:
Сейчас популярен стиль эколофт. Идея эколофта — пространство, где много зелени и много живых текстур: дерево, кирпич, открытые несущие конструкции, бетон, и всё это с налётом времени. 

Работая над последним проектом Myflat, мы решили использовать только цветы, которые возьмём у тех, кому они больше не нужны. За один день мы с флористом объездили всех, кто размещал цветы даром на доске объявлений, и таким образом создали шикарное озеленение квартиры.

Это пример демократичного подхода: не обязательно покупать растения и тратить на них деньги. Можно взять цветок у своей мамы, пересадить, получить в подарок на новоселье. Проведи вечеринку и попроси гостей принести тебе по домашнему растению. Это круто, потому что один цветок стоит недорого, а вручать его очень приятно. И ты одной вечеринкой решишь эту задачу.

Анна Сажинова:

У нас в Archpole огромная коллекция кашпо. Благодаря им можно составить абсолютно любую композицию: есть кашпо-трансформеры, есть кашпо, которые крепятся на стену и вешаются под потолок. Это очень простой и удобный инструмент для создания пространства с растениями.

Интервью-4.png

Какие модные тенденции сейчас существуют в домашней автоматизации?

Константин Лагутин:
Мы в Archpole верим в некую традиционную автоматизацию: проверенную, лёгкую в установке и обслуживании.


Например, зонирование по освещению в квартире. Ты можешь использовать лампочки без проводов и уже в готовом интерьере установить лампочку на аккумуляторной батарейке. 

Ко всему прочему, это энергоэффективно, и эта энергоэффективность тоже активно входит в нашу жизнь: мы понимаем, что цена за электричество растёт, но мы можем экономить за счёт энергоэффективных приборов.

И вот это соединение экономичности и удобства в использовании становится максимально актуально и приходит в каждый дом. А для нас как для бренда, который занимается серийной мебелью, вектор «в каждый дом» имеет большое значение.


Давайте поговорим о дизайне среды: парках, скверах, детских и спортивных площадках. Что будет актуально здесь в следующем году?

Константин Лагутин:
В нашем проекте по строительству серийных домов <Дом в Поле> мы применили, пожалуй, самый модный сейчас тренд, — натуралистичность.

Согласно ему, при проектировании ландшафта ты должен работать непосредственно с теми растениями, которые присущи этому региону. Важно создавать не какие-то художественные композиции, а единение человека с природой. 

Жизнь на природе, в естественной среде становится с каждым годом ценнее и ценнее. Мы эту потребность считываем, и в <Дом в Поле> гиперболизировали этот тренд: поставили дом в естественную среду поля, сохранив его как есть. Из созданного человеком в этом ландшафте только деревянные дорожки, по которым можно ходить и любоваться красотой русского поля, чувствовать себя на природе в уединении, хотя находишься совсем недалеко от города.

Dom-2.jpg

Анна Сажинова:
За последние годы в Москве появляется всё больше общественных пространств, над которыми работают архитекторы и дизайнеры. Например, появляются интересные детские площадки, и это сразу создаёт другое настроение и стиль жизни.

Здорово, что общественные пространства начинают получать дизайнерские решения. Но это пока непаханое поле, и я надеюсь, что оно будет наполняться красивыми проектами.

Так, сейчас практически нет площадок для более взрослых детей: не песочницы и горка, а тарзанки или спортивные снаряды.

Если общественные пространства будут заполняться такими вещами, притом разработанными профессионалами, то качество жизни и привыкание к дизайну в Москве изменятся.



Как помочь школьнику с выбором профессии?

Анна Сажинова:
Классно внедрить в школьную программу приглашённых спикеров, которые расскажут про дизайн. Можно устраивать лекции на разные темы, звать крутых профессионалов. Тогда дети смогут определиться и понять, какая тема их больше волнует, узнать, что дизайн вообще существует, начать об этом думать как можно раньше…

Уроки труда — мощная вещь. Костя вёл их одно время, помогал детям разные вещи придумывать, это очень круто.

Константин Лагутин:
Даже самые утопичные глобалисты говорят о том, что мир будущего — это мир, в котором всю простую и понятную, структурную работу делают роботы, а людям остаются только творческие профессии. Поэтому если говорить про профессию будущего, то надо по-любому думать о той, где есть творчество.

И дизайн интерьера, архитектура, промышленный дизайн — это как раз те очень интересные профессии, которые существуют на стыке материальной реализации с творчеством. То есть это не искусство в чистом виде, а что-то, что имеет под собой материальное благо и воплощение.

Поэтому очень здорово, когда дети видят, что их будущее может быть связано, с одной стороны, с материалом ручным трудом, а с другой — творчеством и придумыванием. Это очень правильная история, это возможность вывести ребёнка из телефона, который прилип к руке, и вернуть к правильным ценностям. Кроме того, школьники сами чувствуют потребность в этом.

Я вёл уроки труда по дизайну интерьера. Обычно на уроке труда школьники крутят на станке какую-нибудь балясину, и это оторвано от жизни. А я решил рассмотреть с ребятами реальные ситуации: потёк кран, надо повесить крючок, не работает лампочка…

И на самом деле детям невероятно интересно овладеть этими технологиями, которые уже как будто древнеегипетские, но на самом деле — важная часть нашей жизни.

В итоге мы собрали все эти навыки в один блок и сказали, что мы учим одному процессу: чтобы ребёнок, выйдя из школы, мог своими руками (может быть, только объединившись с друзьями) сам построить себе дом. Это экономично, потому что работа — одна из самых дорогих частей стройки. Остаётся только купить материал, покреативить и построить дом.


Современные офисы очень не похожи на те, что были 10–15 лет назад: пространства становятся более гибкими. Как вы относитесь к этому тренду?

Анна Сажинова:
От того, как ты расставишь мебель, зависит атмосфера: как люди взаимодействуют друг с другом и с пространством. Я вижу гибкость в том, что можно менять эту ситуацию, экспериментировать. И для этого мы создали и придумали все инструменты.

Наша мебель — модульная и сочетается друг с другом. При помощи её можно из любого пространства создать абсолютно любой интерьер и планировку. Например, на этой неделе все могут сидеть в одном общем пространстве, а на следующей — можно сделать так, чтобы у каждого сотрудника было своё отгороженное место.

У тебя в центре офиса может быть переговорная, где все общаются, а может быть наоборот — переговорка в приватной зоне, а основное пространство подчинено работе. Или есть уголок с мягким диваном, где все собираются, большой стол, где все обедают, или, наоборот, локация, которая располагает к быстрому перекусу. При помощи мебели можно создать классное пространство и менять его по мере необходимости, хоть каждую неделю.

Интервью-5.png

Как IT-технологии облегчают жизнь дизайнеру мебели?

Анна Сажинова:
Во время пандемии из-за вынужденного разъединения люди научились быть мобильнее, решать вопросы за счёт зумов и конференций. Конечно, дизайнерские вопросы тоже намного легче и быстрее решаются на созвонах и в зумах.

Константин Лагутин:
Организация современного мебельного дизайнерского бюро и развитие архитектуры требует мощной IT-инфраструктуры.

Например, нужна CRM-ка, чтобы оптимизировать процессы производства, контролировать качество и т. д. В новых объёмах и в новых реалиях эти вещи трудозатратны и требуют большого ресурса и долгой механической работы. И чтобы быть сегодня актуальным в категории цена — качество, ты просто обязан внедрять IT-технологии в своё производство.

Мы сейчас активно наращиваем IT-составляющую в проект Myflat, в рамках которого создаём серийные дизайнерские интерьеры под ключ. Цель проекта — дать потребителю быстрый, всего за два месяца, дизайнерский интерьер в чётком заранее рассчитанном бюджете.

С одной стороны, ты должен выдать проект быстро, с другой стороны — его стоимость нужно рассчитать заранее, и она должна быть относительно небольшой. Сделать это можно только благодаря IT-технологиям.

Как это выглядит: мы создаём динамическую модель пространства, накладываем текстуры, расставляем мебель, а программа считает объёмы и выдаёт нам смету. И если клиент просит убрать стол или заменить его на другой, то у нас уходит всего пару минут на то, чтобы пересчитать финальную сумму. Это позволяет гораздо быстрее согласовать смету и приступить к реализации.

И здесь, на стыке IT, дизайна и архитектуры рождаются новые предложения для рынка, предлагающие очень актуальные для современного человека решения.


Текст записала Мария Каспер


г. москва,ул. Электрозаводская, 21