Уже больше десяти лет мы думаем об экологичности на более глубоком уровне, чем просто использование экоматериалов: стараемся сделать безотходным производство и решить проблему обрезков, придумываем, как добиться того, чтобы ни один наш предмет не оказался на помойке. В этой статье рассказываем об экозадачах, которые нам удалось решить на сегодняшний день.
Когда ARCHPOLE стало экологичным? Или всегда было?
Многие этапы производства мебели можно сделать как экологичными, так и нет. При построении процессов основатели ARCHPOLE Константин Лагутин и Анна Сажинова двигались за собственными ценностями. А так как им небезразлична среда, в которой они живут, можно сказать, что экологичность была с ARCHPOLE с рождения.
«Создание ARCHPOLE происходило очень эмоционально, основываясь на желании реализовать свои идеи, то есть мы брались за них, начинали осуществлять, только интуитивно опираясь на экологичность производства. Материал, с которым мы выбрали сначала работать — берёзовый мебельный щит — обычное дерево и клей ПВА. Ничего экологичнее нельзя и придумать» — Анна Сажинова, соосновательница ARCHPOLE.
«Я бы сказал, что это эволюционный путь. Начав работать с природными материалами, мы лишь интуитивно чувствовали их ценность. Часть нашего проекта начиналась в Вологодской области, где мы напитывались природой, много гуляли в лесах, находили какие-то коряги, артефакты, и эксперементировали с ними. С каждым годом природа всё больше и больше наполняет нас своей безграничностью и является главным вдохновителем. И быть бережливыми к ней, наше предназначение.» — Константин Лагутин, сооснователь ARCHPOLE.
Дерево и сталь — наши основные материалы
Берёзовая фанера и дубовый мебельный щит — с этих материалов мы начинали в 2008 году свой путь, когда основали ARCHPOLE, их мы используем и сейчас как основной материал.
Примерно в 2012 году мы начали активно применять в своей мебели сталь, так как нам захотелось создавать более стройные и лаконичные по дизайну конструкции. Выбрали именно сталь, потому что это натуральный материал.
«Для меня дерево — самый родной материал. Сделав три табуретки из одного листа, мы получаем немного разные с визуальной точки зрения продукты. Как не может быть два одинаковых человека, так не может быть и два одинаковых дерева. Поэтому даже серийное производство из него позволяет создавать уникальные и неповторимые вещи. И это вдохновляет» — Константин.
В начале истории ARCHPOLE, в 2008 году, Константин и Анна много ездили по производствам, и многие мастера им говорили, что дерево — особенный материал.
«Нам говорили: «Ребят, работа с деревом — это такой благородный процесс, он объединяет внутри себя хороших людей». Тогда сложно было представить почему, как и зачем. Но сейчас мне кажется очевидным, что это абсолютно верное утверждение. Знаете, это можно сравнить с ребёнком, который общается с животными, и у него минимизируется риск многих психологических отклонений, так и в работе с деревом ты пропитываешься чистотой природы, и она воспитывает в тебе только хорошее» — Анна.
Нам часто говорят «Ну как же так? Вы же рубите деревья! Это неэкологично». Срубить дерево многим кажется кощунством. Но на самом деле это не так. Во-первых, дерево — возобновляемый ресурс.
А во-вторых, если есть культура производства древесины и к вопросам вырубки подходить с умом, то оказывается, что это даже необходимость. Ведь масштабные пожары, которые происходят на планете и уносят в разы больше древесины, чем рука человека, — следствие того, что за лесами не ухаживают, вовремя не удаляют сухостои. Получается, что грамотная работа с материалом, в том числе вырубка, скорее принесёт пользу природе, чем навредит.
«Есть вдохновляющие мировые примеры: например фабрики, у которых в хозяйстве есть определённое количество гектар леса. Они создали экосистему, при которой ежегодно вырубают лишь одна восьмидесятая, и потом она сразу засаживается. За это время вырастают идеальные деревья. Такой подход позволяет жить в гармонии с природой» — Константин.
«У нас есть мечта, которую мы уже давно обсуждаем — посадить берёзовую рощу, чтобы искупить наши грехи перед деревьями, которые были испилены на первые мебельные эксперименты. Мы обязательно реализуем эту мечту» — Анна.
Ещё один материал, который мы часто используем, — старая доска. Это настоящие доски, которые когда-то служили заборами или обшивками домов, а потом должны были сгнить или сгореть в костре, но попали к нам.
«Это доска, которую десятилетиями производило предшествующие поколения. Её бескрайнее количество, она обработана самой природой, но где то подгнила, оказалась на земле, посерела. Люди не ценят это, мечтают поставить вместо неё забор из металлического профнастила, или заменить на пластиковый сайдинг для фасадов. Так старые доски оказываются на заднем дворе и в лучшем случае из них делают дрова. С одной стороны, они — мусор. С другой — из них можно сделать самобытный, неповторимый и новый продукт. Для этого их нужно отмыть, очистить от гвоздей, откалибровать, отсортировать, собрать в большие поверхности… В итоге получается уникальная мебель» — Анна.
За 13 лет мы хорошо изучили берёзовую фанеру. Так как сейчас наше производство находится в границах Москвы, практически в центре, мы работаем с листовым материалом.
«Но я, например, с огромным нетерпением жду, когда мы начнём развиваться за границы города, уйдём в область, будем ближе к лесу, к стволу дерева, и начнём производить что-то из него. Это будет для нас большая школа, возможность роста» — Константин.
Читать гайд по цветам и отделкам ARCHPOLE в нашем блоге
Почему мы используем кожу, а не экокожу
С натуральной кожей, как и с лесом, тоже всё не так однозначно, если углубиться в этот вопрос. Многим может казаться, что использование кожи увеличивает количество убитых животных, но это не так.
«Кожа — это отход производства. Получается, что если мы не будем использовать её, она окажется на помойке» — Анна.
В ARCHPOLE мы используем исключительно натуральную кожу для обивки мягкой мебели — диванов, кресел и стульев. Это потрясающий материал: он прочный, красивый и долговечный. Например классические английские диваны служат больше 100 лет, и они вдохновляют.
Сейчас многие используют дермантин, или по-другому — экокожу. Его часто продвигают под видом экологичности. Но на самом деле это ровно наоборот.
«Экокожа очень быстро (5, максимум 10 лет) и некрасиво старится, с разрывами: вы наверняка видели картинки состарившейся мебели со рваными дырочками. Эта обивка испорчена, выглядит ужасно и требует замены, и в большинстве случаев выкидывается вместе со всем диваном. И потом сотнями лет она не разлагается и гниёт в мусоре, потому что это искусственный материал. Так что, на мой взгляд, выбор очевиден» — Анна.
Получается, что тот, кто выбирает экокожу, на самом деле наносит значительный вред природе, чем тот, кто купил предмет из натуральной кожи.
Альтернативой же коже мы видим натуральные ткани, например, деним.
«Когда мы искали ткань, которую хотим использовать, пересмотрели очень много вариантов, но всё, что используется для пошива, было либо не в нашем стиле, либо космически дорогое. В какой-то момент мы наткнулись на деним и поняли: вот оно. Вообще, джинсы изначально прочная одежда американских рабочих, говорят, даже огнеупорная. Ещё она красиво старится. Джинсы, которые стёрты, выглядят даже благороднее, чем новые» — Анна.
А ещё мы развиваем апсайклинг — вы можете принести свои любимые, но уже рваные, джинсы, и мы вам из них сошьём стул, подушку для барного стула, или даже целый диван. Получается очень красиво: при перекройке джинсов мы оставляем карманы и другие детали, и джинса обретает вторую жизнь, и может прослужить ещё много лет.
Создавать предмет из старых джинсов гораздо сложнее, чем делать это из нового денима. Сама ткань ничего не стоит, так как она уже у вас есть, но её надо транспортировать. Это, конечно, не проблема: за 600 рублей, скорее всего, пару джинсов можно отправить по всей России. Но за эту же стоимость можно купить и новую ткань. Пошив из старого материала тоже непрост. Старые джинсы сначала необходимо раскроить, сделать из них полотно, и после этого только можно приступать к созданию нового изделия.
«Но мы принципиально решили, что предметы из старых джинсов будут стоить ровно столько же, сколько и из нового, несмотря на более трудозатратное производство. Это наш, совместный с вами вклад в окружающую природу» — Константин.
Что мы делаем с обрезками
Обрезки — большая проблема любого производства. Ради того, чтобы как можно меньше материала выбрасывалось, мы в ARCHPOLE придумываем предметы мебели и даже целые коллекции, которые изготавливаются из обрезков.
«В последнее время большинство наших новинок сильно ориентированы именно на решение проблемы с обрезками. То есть мы изначально закладываем в дизайн задачу, чтобы новинка частично или полностью была произведена из обрезков» — Константин.
Так, у нас есть
коллекция <Матрица>, которую мы разработали для того чтобы избавиться от обрезков стальной квадратной трубы. Из них мы составляем столешницы, которые потом становятся частью столов, стеллажей, полочек. Остальные обрезки мы сдаём в металлолом. Получается, что этот материал практически безотходный.
Обрезки берёзовой фанеры мы также превращаем в новые предметы. Например, из них мы делаем ножки для столов
<Бегемот> и
<Баобаб>, рейки для
кашпо <Куг>, и множество других предметов.
Основания-подставки
манекенов ARCHPOLE также полностью сделаны из отходов производства.
«Получается очень удачный симбиоз: новый продукт собирает обрезки и даёт нам возможность отладить безотходное производство. Я ещё больше люблю этот манекен, потому что он внутри себя несёт эту идею и философию безотходного производства» — Константин.
Для того чтобы максимально использовать обрезки фанеры, мы придумали тип столешниц — рейки. Многие изделия ARCHPOLE, например, столы, стулья, рейлы, можно сделать не из цельного фрагмента фанеры, а из реек-обрезков. Также из реек сделаны наши кашпо <Куг>.
«При наладке безотходного производства важно создавать массовые продукты. Одно дело — придумать штучный Арт предмет, реализовать один прототип, но не решить поставленной цели утилизации. Другое дело — создать такой предмет, который станет многотиражным» — Константин.
Почему использовать упаковку повторно — дороже
Невозможно просто взять предмет, положить его в машину и отправить, потому что тогда мебель точно приедет в нетоварном виде. Поэтому упаковывать нужно очень надёжно.
Наша классическая упаковка — это уголки из гофрированного картона и стрейч-плёнка, которой заматывается весь предмет.
Для клиентов из Москвы у нас есть опция возврата упаковки. Работает это так: наш доставщик привозит вам мебель, распаковывает её и забирает с собой упаковку. Уголки мы используем повторно, а стрейч сдаём в переработку.
«Но и тут мы сталкиваемся с тем, что быть экологичными непросто. Купить гофр уголок оказывается дешевле, чем распаковывать и использовать вторично. Кроме того, при повторном использовании уголки имеют поживший вид, и у клиентов возникают вопросы, что якобы мы на них экономим. Поэтому если вам кажется, что ваш уголок уже участвовал в доставке, то будьте готовы посмотреть на это чуть-чуть по-другому. Это сделано не для удешевления процесса, наоборот, это даже удорожание, но зато вместе с вами мы делаем мир чище. Только при поддержке клиентов мы можем развивать идеи экологичности и сохранять ресурсы природы.» — Константин.
Trade-in
Главная ЭКОконцепция ARCHPOLE — Trade-in. Мы принимаем нашу мебель обратно, если вы вынуждены с ней расстаться. Механика примерно такая же, как в автосалонах при покупке новой машины: любой предмет ARCHPOLE вы можете привезти нам и получить до 50% от его стоимости на покупку новой мебели.
«Мебель на века — наша главная философия. Предметы мебели должны передаваться по наследству, создавать родовое гнездо, где человеку комфортно, уютно. И его семья, и будущее поколение будут жить, развиваться и творить. Поэтому вопрос долговечности мебели очень важен для нас. Но современный мир, в котором люди активно перемещаются, где происходит много перемен, часто не спланированных, предполагает, что человек возможно вынужден будет оставить предмет мебели. Наша ответственность — помочь в этой ситуации, забрать мебелт, отреставрировать и найти ей второй дом. И всё это для одной простой цели — чтобы ни один предмет мебели ARCHPOLE не оказался на помойке» — Константин.
Предложением часто пользуются люди, которые переезжают из квартиры в дом. А ещё это выгодная история для бизнеса. Например, ресторанам периодически нужно обновлять интерьер. Они могут сдать нам старую мебель и заказать с существенной скидкой новую.
Ваш предмет мы реставрируем и снова выставляем на продажу в
разделе <TRADE-IN> — уже со скидкой. Для тех, кто готов жить с предметами с историей, это хорошая возможность приобрести мебель по более доступной цене. Правда, у нас в наличии очень мало предметов, сданных по trade-in. За этой мебелью охотятся и быстро её раскупают, как только она появляется в продаже. Нас даже часто просят сообщать, когда такие предметы появляются. Возможно, в будущем мы сделаем систему оповещения, а пока можно следить за обновлением раздела на сайте и в соцсетях.
«Мы саму эту идею придумали и разработали давно, мне кажется, лет пять назад, но потом два года боялись о ней заявить: на тот момент было создано уже более 80 тысяч предметов. Мы подумали, что даже если 1% созданных изделий нам сдадут, то производство может лопнуть. Какое же было приятное удивление, что после анонса акции нам за три месяца сдали буквально 20 предметов. Это говорит о том, что люди любят и дорожат своим личным ARCHPOLE» — Константин.
А если вы хотите обновить внешний вид предмета, у нас есть смежная услуга — реставрация.
«Не так давно к нам обратился ночной клуб: у них за несколько лет использования мебель изрядно исцарапалась. Мы её обновили, сделав как новую, и она продолжила свою службу в этом месте. Это удобно, когда не хочется расставаться с любимой мебелью, но её, например, поцарапал котик или дети» — Анна.
У нас есть возможность принять на реставрацию или по trade-in только мебель ARCHPOLE.
«Вся мебель разная, у каждого производителя своя специфика. Наши мастера идеально владеют технологиями работы с ARCHPOLE. Поэтому реставрировать мы берёмся только собственные предметы. Для работы с разными типами мебели необходима полноценная реставрационная мастерская, наша же миссия - создавать собственный дизайн и обеспечивать его идеальный сервис» — Константин.
Артефакты
Недавно в нашей коллекции появились артефакты — предметы из деревень, которым под сотню лет.
«Это старые вещи из деревень, часто рукотворные, которыми часто уже не пользуются, и они прячутся у кого-то в сараях и на задних дворах, ещё где-то. При этом они вдохновляют нас тем, что они на собственном примере показывают, что мебель на века, это не выдумка, а реальность. И пройдя сквозь годы, предмет впитывает в себя историю и переживания людей, и наполняется внутренней силой. Мы мечтаем, чтобы через 100 лет наши сегодняшние произведения стали такими же артефактами…» — Анна.
Этот проект — про экологию, ведь у этих предметов мебели появляется вторая жизнь.
Все старинные предметы мы реставрируем, очищаем, укрепляем и покрываем в несколько слоёв лака. После этого они попадают в раздел «Артефакты», где ими можно вдохновиться, полистав фотографии и при желании купить. Они прекрасно сочетаются с нашей мебелью: и способны привнести в современный минималистичный интерьер глубины и смысла.
Про артефакты мы написали отдельную статью в блоге, загляните в неё
Проект Myflat — экологичный ремонт под ключ
В ARCHPOLE можно не только купить мебель, но и заказать полноценный ремонт под ключ с отделкой, мебелью, техникой, декором. В основе всех ремонтов — типовой проект Myflat, в который мы заложили много экопринципов.
«Myflat — это серийная дизайнерская квартира в спланированном бюджете, созданная по определённым правилам. Преимущество проекта в том, что отлаженная технология даёт возможность очень быстро реализовать такой интерьер. И главное — уложиться в запланированный бюджет, который определяется до стадии стройки» — Константин.
В 2020 году был реализован первый такой показательный проект — Kostyaflat. Эта копия проекта сдаётся в аренду, вы можете в ней пожить, если размышляете о том, чтобы заказать ремонт от ARCHPOLE.
Как и в производстве мебели, в этом проекте мы в первую очередь думаем о долговечности, а значит и о натуральности материалов, способных жить вечно.
«Философия интерьеров «Myflat» очень тесно связана с поиском и построением экологичного пространства. Мы много в этом проекте размышляем, пересматриваем строительные материалы, и стараемся создать максимально экологичный интерьер. Что такое, например, натяжной потолок, пластиковые окна, большинство современных красок и штукатурок? Современный человек живёт, по сути, в пластиковом мешке, что очевидно, не очень хорошо» — Константин.
По нашему мнению, пол должен быть натуральный, из дерева, керамической плитки, из той же глины или кирпича, но не из ламината. Поэтому для Myflat в качестве напольного покрытия мы используем сосновую доску. Окна в Myflat — только из дерева. А ещё мы оставляем натуральный бетон там, где это возможно, стараемся не покрывать его штукатуркой, красками.
Читайте про наш первый Myflat
А это статья про третью копию проекта — двушку на севере Москвы
А что дальше?
Экологичность — это определённые рамки в творчестве, а на самом деле все рамки — это не ограничения, а способ более чётко сконцентрироваться на идее и её показать. Рамки создают дополнительный интерес. Поэтому в ARCHPOLE и дальше будут появляться предметы и решения, созданные внутри экологических рамок.
«На наш взгляд, производство мебели может быть абсолютно экологичным. Конечно, нужно с культурой и с умом к этому ко всему подходить, перерабатывать материалы, делать так, чтобы у тебя не оставалось мусора, отходов, и тогда получится абсолютно гармоничная история, потому что все материалы — натуральные и природные» — Анна.
Конечно, экологичное производство требует вложений — надо сделать очень много подготовительных вещей, чтобы что-либо начало работать. Намного проще взять чистый лист фанеры, вырезать из него круг, сделать стул, потом взять новый лист фанеры, а предыдущий выкинуть. Из обрезков намного сложнее сделать новое изделие, чем из готового погонажа материала, ведь их нужно сначала подготовить, собрать, а на это уходит много времени.
Но если найти технологию, придумать, как всё это делать правильно и эффективно, то экология помогает сократить расходы: сэкономить и на материале, и на утилизации остатков. Одно изделие становится донором для другого изделия. Поэтому мы в ARCHPOLE постоянно экспериментируем и ищем лучшие решения.
«Вопрос экологичности производства можно рассматривать через призму себя. Например, разделять мусор в квартире сложнее, чем просто складывать всё в одну помойку. Заниматься спортом и каждый день развивать своё тело тоже сложнее, чем лежать на диване. Но у всего есть последствия. Находить в себе силы на правильные мысли, на правильные действия, связанные с экологией — это, безусловно, осознанный путь, на который надо вставать, по которому надо идти» — Константин.
Работа в потоке, в рабочем цеху, завязана на технологии, поэтому оторвать кого-то для экспериментов бывает проблематично. Поэтому мы стремимся создать отдельную площадку, на которой будем развивать свои экоидеи.
«Одна из частей производства, которая через пять лет точно должна у нас быть, о которой я мечтаю, — это экспериментальная лаборатория внутри производства: мы выделяем отдельный цех, и там непрерывно занимаемся разработками и новыми экспериментами. Это будет очень круто!» — Анна.
«В Европе, Германии, есть такое правило: если архитектор строит дом, то 10% из бюджета он должен выделять на современное искусство. Зачем? Это даёт возможность развиваться искусству. Мне кажется, это дико крутое правило, и его было бы здорово применить к экологии. Экологичность производства — это такой экономический процесс, который должен быть поддержан с разных сторон» — Константин.
Мы очень рады, что аудитория поддерживает наши экоинициативы, интересуется ими. Мы не слышим: «Ой, это мусор, вы делаете мебель из мусора, кому это надо». Наоборот, мы видим очень большую эмоциональную отдачу и это вдохновляет. Поэтому у нас есть силы и вдохновение преодолевать все сложности и двигаться вперёд. Пользуясь случаем, благодарим каждого за ваш вклад.
Историю рассказали основатели ARCHPOLE Константин Лагутин и Анна Сажинова
Интервью провела Ольга Соловьёва
Текст отредактировала Мария Каспер
Фотографии сняла Мария Шуревская (РИАМО), Наталья Градусова